При заказе от 5000 рублей — доставка по Москве бесплатно

+7 (495) 215-2810
Москва
8 (800) 555-3604
Бесплатно по России
Каталог товаров
  1. Главная
  2. Статьи
  3. Открытка: эпоха возрождения

Открытка: эпоха возрождения


Открытка: эпоха возрождения

Почтовые открытки с готовым текстом впервые появились во время русско-японской войны 1905 — 1907 годов. Идея создания пришла военным руководствам противников почти одновременно. На одной стороне такой почтовой карточки обычно находилось агитационное изображение или патриотическое фото (на снимке см. — броненосец «Петропавловск», героически затонувший 31 марта 1904 года).

На другой стороне было напечатано: «Дорогие родные я жив, здоров. Жду вестей от вас» или что-то похожее. Отправителю оставалось дописать адрес, имя и дату. Готовая казённая открытка облегчала неграмотным солдатам и матросам процесс написания письма родным, не давала возможности сообщить что-то лишнее и служила инструментом агитации и пропаганды.

В обычной жизни открытки с готовым типографским текстом оказались невостребованными. Люди получали удовольствие, подбирая тёплые слова для близких, делясь событиями из жизни. Перед праздниками подписание почтовых карточек превращалось в семейный ритуал. Только в 1990-х эта традиция начала терять популярность, уступая место готовым поздравлениям. А позже, с распространением мобильной связи и Интернета, вовсе сдала позиции. Казалось бы, окончательно.

Это статья о том, как открытке, подписанной от руки, удалось вернуть популярность в век цифровых технологий и вечно спешащих людей.

открытки_главная1.jpg

Вначале было художество

Первые открытки появились в конце XVIII века и назывались артистическими карточками, что означало обязательное наличие изображения или декора. В те времена открытки считались небольшим, но самостоятельным подарком по поводу праздника или какого-то незначительного события. Их ценность была не в тексте, а в оригинальном художественном оформлении, к которому часто прилагали руку известные художники. Например, французский гравёр Шоффар, создавший иллюстрации для произведений Ж. Ж. Руссо, Овидия, Лафонтена. Артистические карточки были оттисками гравюр, нарисованными от руки иллюстрациями и лубочными картинками. Знатные дамы, чтобы создавать поздравительные карточки, собирали гербарии для осибаны, подбирали картинки для декупажа, осваивали разные приёмы скручивания бумаги для квиллинга.

Постепенно открытки стали доступными не только самому высшему обществу. В 1794 году английский художник Добсон послал первую рождественскую открытку. Карточка с рисунком семьи на фоне зимнего пейзажа была создана в единственном экземпляре для лучшего друга. И была принята на ура. Через год окрылённый Добсон растиражировал свой рисунок в типографии и отправил всем знакомым. И к 1800 году рождественские открытки стали настолько популярными, что их массово тиражировали и продавали.

Открытки с ангелками, найденными в капусте новорожденными (см. – на снимке викторианская открытка, отпечатанная в 1906 году в Англии), сентиментальными сценами из семейной жизни и прочими викторианскими ценностями перестали главенствовать на прилавках. Их потеснили карточки с изображениями влюблённых, с сюжетами из сказок и умилительными зверюшками, в основном котиками, как и сейчас. С развитием фотографии появлялись пейзажи, музеи, памятники, объекты архитектуры, этнографические костюмы, портреты знаменитостей. Открытки вызывали восторг, превращались в объект желаний. Молодые и старые, женщины и мужчины собирали и хранили почтовые карточки с интересными изображениями.

Открытки для дела и для души

В 90-х годах прошлого века произошло обесценивание открытки. Прилавки заполонили карточки с аляповатыми изображениями и готовым текстом. Такая открытка для ленивых потеряла своё очарование, лишилась душевности, индивидуальности.

В то время как традиционные поздравительные карточки в нашей стране переживают сложные времена, другие виды открытки остаются востребованными и даже набирают популярность.

Открытка-сувенир

В каждом городе есть специализированные магазины, где продаются почтовые карточки с интересными историческими местами города, народными обычаями. В крупных музеях, например в Эрмитаже, посетители приобретают на память наборы открыток с репродукциями известных произведений искусства, изображениями памятников зодчества и скульптуры. Фотографировать в музеях нельзя, а почтовые карточки помогут сохранить впечатления от экскурсии. Кроме того, такие открытки можно послать или просто подарить друзьям, как и магнитики из путешествий.

Рекламная открытка-сувенир

Это что-то среднее между обычной сувенирной почтовой карточкой и красочным каталогом предприятия. Профессиональные фотографы создают настоящий фотороман, подбирая интересные сюжеты об истории компании, добавляя репортажные снимки из цеха и обыгрывая миссию компании в концептуальной съёмке продукции. Наборы таких открыток дарят партнёрам вместе с фирменным календарём, ручкой, ежедневником.

ояпонская_открытка.png

Открытка-приглашение

Можно обзвонить двух-трёх друзей и пригласить в соседнюю кафешку, чтобы отметить первое мая или закрытие очередного рабочего проекта. Но когда речь идёт о чём-то грандиозном, принято отправлять приглашения. Главное, рассчитать всё так, чтобы адресат получил его минимум за 10 дней до мероприятия. В обязательном порядке рассылаются приглашения на свадьбу, крестины, первое знакомство новорожденного с родственниками и на юбилеи, которые планируют отмечать в торжественной обстановке. Открытки должны быть одинаковыми для всех гостей. Обычно их делают фигурными, украшают тканью, фольгой, фотографиями и другими техниками скрапбукинга.

Открытки-приглашения обязательны и для делового мира. Пригласительные карточки, выдержанные в строгом фирменном стиле, рассылают членам клубов, участникам профессиональных форумов и выставок, важным гостям мероприятий, корпоративных торжеств.

Открытка-благодарность

В России такой вид почтовых карточек пока не прижился. Однако в Западной Европе, особенно в Великобритании, принято отправлять письменную благодарность за приглашение участвовать в собеседовании на высокую должность, даже когда решение принято не в пользу кандидата. Слова благодарности отсылают радушным хозяевам за хорошую организацию торжества. Благодарят за приглашение выступить на каком-либо мероприятии. И за многое другое.

Рождественская открытка и нэнгадзё

В 1800 году первые рождественские открытки поступили на торговые прилавки. До этого было принято обмениваться праздничными картинками, изготовленными собственноручно. Обе традиции живы до сих пор. Аппликации, порою неуверенные и где-то неумелые, радуют бабушек, дедушек и родители в любой стране мира. А типографские открытки давно стали объектом охоты коллекционеров рождественских почтовых карточек.

Праздничные хенд-мейд открытки популярны и в Японии. Называют их нэнгадзё (см. – на снимке) и делают только накануне празднования Нового года. Часть заготовки, купленной в магазине, расписывают иероглифами с пожеланиями. Другую украшают фольгой, высушенными цветами, сделанными по этому случаю оригами. Нэнгадзё всегда доставляют ровно 1 января, ни раньше, ни позже. Это традиция. Чтобы успеть развести все открытки вовремя, почтовое управление нанимает дополнительный персонал на один день. Начало доставки нэнгадзё принято транслировать по телевидению.

открытки_построссинг.jpg

Посткроссинг для душевного общения

В 2005 году в Португалии зародилось международное движение «Посткроссинг», главная идея которого была в непрямом обмене почтовыми открытками. Это означает, что система выбирает случайного адресата, а сам отправитель получит открытку от кого-то другого. В любом случае важен фактор сюрприза. Идея оказалась настолько популярной, что к 2016 году на портале было зарегистрировано более 650 тыс. пользователей из 211 стран, а количество отправленных почтовых карточек движется к 40 млн. Открытки стали настолько востребованы, что в разных странах начали открываться магазины, специализирующиеся на их продаже.

Люди приходят в посткроссинг с разными целями. Кому-то хочется подтянуть свой английский или другой язык, общаясь с носителями. Другим любопытно узнать о том, какие они – люди, живущие на другом конце света? Чем интересуются? Как отдыхают? Как проходит их день? Какие достопримечательности в их, возможно, совсем небольших городах?

Например, участник проекта из США просил писать добрые слова для своей 96-летней бабушки, которая давно не выходит из дома. Молодая мама из Австралии делилась секретами кулинарных блюд для малышей. Пожилая женщина из Норвегии рассказывала, как в её сад с запозданием пришли первые признаки весны.

Посткроссинг дарит радость и от получения, и от отправки открытки. Кому-то нравятся памятники архитектуры или виды природы, кому-то котики, феи или двери. Поэтому каждый участник стремится изучить вкусы адресата, угодить ему с подбором тематики открытки, рассказать что-то интересное. Чтобы такое почтовое сообщение стало приятным сюрпризом, наполняющим теплом душу. Именно таким, каким было в эпоху расцвета почтовых открыток.

Автор: Людмила Каменева

← Какие ножницы выбрать для ребёнка? Выбор джентльмена: лучшие и худшие сумки для делового мужчины →



Возврат к списку