Какой огнетушитель должен быть в автомобиле, чтобы избежать штрафов и успешно пройти техосмотр
Какие требования при техосмотре
Огнетушитель, медицинская аптечка и знак аварийной остановки теперь должны находится в машине и на техосмотре. 22 февраля 2018 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 148 "О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств".Перед тем, как отправиться в пункт проведения ТО, обязательно проверьте, чтобы огнетушитель был с актуальным сроком годности, в рабочем, исправном состоянии. Но это не всё, конечно. Средство тушения должно соответствовать установленным нормам. И что тоже важно — закреплено кронштейнами в легкодоступном месте.
Если не хочется сильно заморачиваться, купите готовый набор автомобилиста, с аптечкой, знаком и огнетушителем. Как на фото вверху. Для тех, кому интересно самим вникнуть в тему, мы подобрали список законодательных документов, в которых собраны все требования к огнетушителям для автомобилей:
— Приложение № 8 к ТР ТС 018/2011,
— СП 9.13130.2009,
— НПБ 155-2002,
— ГОСТ Р 51057-2001.
Из них вы узнаете, что для тушения пожаров в автомобилях подходят порошковые огнетушители, класс АВСЕ, и углекислотные, класс ВСЕ. Раньше в этом списке были и хладоновые, но, выяснилось, что они очень вредны для здоровья человека и экологии. Теперь их используют только для тушения пожаров в архивах, библиотеках, музеях.
Кроме требований к типу тушащего вещества, есть и другие:
Требования |
Легковые | Грузовые |
Минимальный объём | 2 литра | 5 литров |
Масса в заправленном виде | 2 кг | 5 кг |
Маркировка на огнетушителе должна содержать информацию о сроке годности, датах проверки, дозарядки, перезарядки. Там же должна быть размещена инструкция по применению и состав тушащей смеси.
Какие штрафы
Огнетушитель, как аптечка и знак аварийной остановки, должны быть в каждом легковом и грузовом автомобилях и в колёсном тракторе. Без них транспортные средства не имеют права начинать движение — говориться в пункте 7.7 «Правил дорожного движения».
Фактически, выгоднее купить огнетушитель, чем в переживаниях ждать, что оштрафуют. Потому что самый дешёвый, советующий требованиям, стоит 600 рублей (цена актуальна на апрель 2018 года). А если его в машине нет или есть, но не вписывается в нормативы ГОСТа, то водителя накажут по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ — предупреждением или штрафом 500 рублей. Вероятно платить придётся каждый раз, когда сотрудник ГИБДД обнаружит нарушение.
Какой огнетушитель лучше: порошковый или углекислотный?
Наверное, каждый автомобилист хоть раз задавался этим вопросом. Правда в том, что оба вида огнетушителя — эффективны. Но созданы для разных целей. Давайте подробно разберём отличия.
Принцип действия
Порошковый огнетушитель (ОП)
Из названия уже понятно, что для тушения используется порошок. Он, оседая, образует плёнку, которая не пропускает кислород к источнику возгорания. Обычно порошок — это смесь негорящих солей аммония и фосфора. Хотя встречаются и другие варианты. В этот же баллон закачан азот.
Есть два вида порошковых огнетушителей:
С манометром. Его не надо встряхивать, потому что частицы порошка находятся непосредственно в азоте. Взяли, сняли предохранитель и направили струю в сторону пламени. Подходит для тушения порциями. Нажали один раз, отпустили. Скорректировали своё положение и снова нажали.
Без манометра. У этого огнетушителя порошок находится в мешочке. Смешивается с азотом в тот момент, когда происходит нажатие на пусковое устройство. Баллон нужно встряхнуть перед использованием. При длительном хранении каждый месяц надо переворачивать, давать встряску. При тушении пожара огнетушитель без манометра сразу выпускает весь порошок. Нет возможности подавать его порциями.
Следует обращать внимание и на форму распылителя. Щелевой значительно лучше справляется с пожаром, потому что смесь рассеивается и буквально накрывает значительный участок пламени. Конусный распылитель бьёт точечно, узкой струёй, поэтому требуется больше времени, чтобы потушить пожар.
Углекислотный огнетушитель (ОУ)
Заполнен двуокисью углерода. Когда мы нажимаем на пусковое устройство, давление в баллоне увеличивается, превращая окись углерода в ледяную крошку с температурой −70°С. Этот лёд засыпает пламя, быстро снижает температуру горения и активно поглощает кислород , не давая ему поступать к очагу горения.
Когда использовать порошковый огнетушитель, а когда углекислотный
Обратите внимание на маркировку углекислотного огнетушителя «В, С ,Е». Буквы «А» там нет, потому что пожары этого класса им потушить нельзя. На практике это означает, что огнетушитель хорошо справится с поверхностным горением. А пламя в труднодоступных местах, например под капотом, ему одолеть не по силам, потому что он не создаёт плёнку при попадании на горящий участок. Бесполезен ОУ и на последнем этапе тушения, когда всё обугленное и тлеющее, но в любой момент может снова вспыхнуть. И всё же он эффективен на пожарах, когда нужно тушить горючую жидкость, электрооборудование, металл, пластик. Пожарные рекомендуют использовать этот огнетушитель для борьбы с пламенем в салоне и на корпусе автомобиля. Потому что окись углерода быстро испаряется, не оставляя следов.
Порошковый огнетушитель подходит для тушения любого вида пожара. Об этом говорит и маркировка «А, В, С, Е». Именно его надо использовать, когда задымилось-загорелось под капотом. Потому что расплавленный порошок создаст тонкую пленку на поверхности, огонь перестанет получать кислород и потухнет. Но универсальный ОП тоже неидеален.
Во-первых, порошок никуда не исчезает, не испаряется. Он въедается в поверхность, как в примере на фото. Нужно будет его отмывать.
Во-вторых, сам порошок токсичен. Поэтому в помещениях его распыляют строго после эвакуации людей. Но даже на улице он может вызвать приступ у астматиков и анафилактический шок у аллергиков. Не забывайте учитывать эти особенности при тушении.
Как определить, что огнетушитель некачественный
1. Выпуклое дно. Самый опасный признак. Значит, производитель использовал для изготовления слишком тонкий металл. Напомним, что внутри баллона находятся смеси, закачанные под большим давлением. Летом салон машины нагреется, вполне вероятно, и до 40° С. И всё это может закончиться очень трагично.
2. Запорно-пусковое устройство из пластика. Не выдержит нагрузку, сломается. Современные огнетушители выполняют весьма серьёзные задачи. Поэтому они должны быть прочными. А запорно-пусковое устройство — металлическим.
3. Обман с цифрами. На корпусе пишут, что масса заряда 1 килограмм. А чуть ниже указано, что объём 2 литра. Масса заряда означает то, количество порошка, которое засыпали в ОП. Именно от этой массы зависит, какую площадь удастся потушить. И, конечно, такой огнетушитель не пройдёт техосмотр. Будьте внимательны при покупке.
Какой огнетушитель купить
Если вам нужен огнетушительно только для прохождения техосмотра, то выбирайте ОП2. Но в случае пожара он ничем не поможет. Пожарные советуют возить с собой 2 огнетушителя — порошковый и углекислый. Профессиональные гонщики покупают 2 порошковых огнетушителя с массой заряда 3 килограмма. Обычные же водители, которым приходилось тушить пожар в машине, запасаются огнетушителями с 5 килограммами заряда.
Или даже больше, как на этом видео.
Выбирайте надёжный огнетушитель! И пусть он вам никогда не понадобится!
Автор: Людмила Каменева.